All for lace
Шарф "Маки"
Авторское кружево
Шарф «Маки» представляет собой авторское произведение кружевоплетения на коклюшках.
Технически он выполнен известными, более того, наиболее распространенными приемами в русском кружевоплетении. В первую очередь, имеется ввиду сцепная техника — основа плетения «вологодского» кружева. Тем самым можно говорить об опоре на традицию, имея в виду, прежде всего, данный аспект. В художественном же отношении — это объект авторского творчества, идейная основа которого изначально созревала в единстве с пониманием свойств и текстуры материала, фактур поверхностей обусловленных технологически, принципа цветового решения. По сравнению со старинными образцами кружева и произведениями современных кружевниц, выполненными в строгом стилевом соответствии с традицией, характер рисунка и общая композиция шарфа отличаются большой степенью творческой раскрепощенности.
Так, например, в них отсутствует та однообразная нарочитая пластика узоров вилюшек, которую по привычке ищет взор в кружеве «русского производства», также как и многие другие типичные, давно превратившиеся в клише, мотивы и формы.
Рисунок шарфа растительного характера. Строится он на чередовании раппорта, включающего три мотива: цветок-розетку, цветок-колокольчик и бутон. Формы мотивов весьма условны, лаконичны, но узнаваемы. Они статичные «постоянные» всей композиции. Динамика же привносится переплетением ритмов в пластике свободно бегущего стебелька, который одновременно и объединяет мотивы, и «рисует» между ними дополнительные элементы — веточки, а также тем, что раппорт повторяется не простым параллельным переносом, а с поворотом на 180 градусов. Впрочем, разная степень динамики скрыта в «изображении» самих основных мотивов: и в их пропорциональной разноразмерности, и во внутренней графической разбивке, и в плотности и ажурности плетения, так же как и в сочетании нитей различной толщины и структуры.
Особым изяществом наделяют кружевное изделие контраст фактуры более или менее плотно сплетеного рисунка с легкой паутинкой фона и «оставленный на свободе», столь непосредственно взаимодействующий с окружающим пространством, край.
Изыскано благородно цветовое решение в оттенках серо-голубого. Причем, благодаря составу нитей – вискоза и полиэстер, а также способу и качеству их отделки, кружево обладает удивительным эффектом внутреннего приглушенного блеска. Вероятно по этой же причине при разном освещении или в зависимости от угла падения света оно кажется то серебристо-серым, то дымчато-голубым, то вдруг совершенно неожиданно припыленно-сиреневым.
Таким образом, шарф представляет собой аксессуар для нарядной одежды, предназначенной прежде всего для праздничного выхода. Здесь может подразумеваться как «вечер», так и официальное торжественное мероприятие. Украсить вечерний туалет шарф может, расположившись разнообразными способами на плечах (или плече), голове, а также не тривиально – по талии и бедрам его обладательницы. В представительском костюме, при более «понятных» формах ношения, он также будет вполне уместен. Причем спектр плательных и костюмных тканей, с которыми шарф будет гармонично смотреться (правда, с весьма различным эффектом), очень велик: от атласа с его открытым глянцевым блеском до глубоко матового бархата. Кроме того, современная мода с ее смелыми тенденциями в вариантах комплектации образов, где красной нитью проходит идея «единства и борьбы противоположностей», позволит использовать подобный кружевной аксессуар и в стиле кэжуал-шик, и в сочетании с верхней одеждой из пальтовых тканей. Так на пальто шарф можно перевесить через плечо, плоскостно расположив концы спереди и со спины и закрепив их по талии ремешком. Для самых смелых возможно декорирование подобным шарфом одежды из кожи, а для тех, кто предпочитает «королевскую роскошь», - и из меха.

Итак, шарф «Маки» - авторское произведение декоративно-прикладного искусства, опирающееся в своей основе на традицию кружевоплетения на коклюшках в России. В контексте современного искусства он может рассматриваться и как арт-объект, экспонируясь различными способами на выставках, и как аксессуар декоративного назначения для создания модного женского образа и реализации его в жизни.
Наталья Сачунова, искусствовед

2019 г.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website